Исходные положения, основополагающие правила, руководствуясь которыми педагог организует процесс воспитания. В качестве наиболее распространенных сегодня принципов воспитания можно назвать следующие:
- Принцип деятельностного опосредования воспитания – это принцип, предполагающий, что эффективное воспитание может осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, спорта, туризма, художественного творчества и т.п. – при условии реализации педагогом воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъекта этой деятельности.
- Принцип полисубъектности воспитания – принцип, предполагающий, что эффективное воспитание должно быть основано на согласовании действий различных его субъектов: школы, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, общественных организаций, органов власти и т.п. Данный принцип становится актуальным в связи со значительно усложнившейся структурой современного общества и усилением социализирующей и воспитывающей роли социальных субъектов, прежде не столь активных в данной сфере. Сегодня семья и школа являются далеко не единственными, а иногда и не самыми влиятельными субъектами воспитания. По мере взросления ребенка его социальное окружение становится все шире, он испытывает на себе влияние разных людей, знакомится с различными формами социального поведения, сталкивается с различными интерпретациями действительности, различными нормами, ценностями. Какие из них возымеют для него силу, в чью сторону направится вектор его мировоззренческого самоопределения? Ответом на этот вызов современности и становится принцип полисубъектности воспитания.
- Принцип природосообразности воспитания – это принцип, предполагающий, что эффективное воспитание должно быть сообразно природе ребенка, строиться с учетом его возрастных, половых, индивидуальных особенностей, соотноситься с этими особенностями и теми задачами, которые решает ребенок на данном этапе своего развития.